• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

По мнению членов Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Красноярском УФАС России, недопустимо использовать символы Великой Отечественной войны в рекламе

Вчера, 22 апреля 2015 года, состоялось очередное заседание  Экспертного совета по рекламе при Красноярском УФАС России (далее – Экспертный совет). Повестка заседания включала в себя вопросы о допустимости использования символов Великой Отечественной войны в рекламе, о пристойности образов, используемых в наружной рекламе, о нарушениях требований Федерального закона «О рекламе» продавцами разливного пива, а также о допустимости использования слова «тащусь» в рекламе компании «Любимая обувь».  

 На заседании Экспертного совета был рассмотрен вопрос о соответствии рекламы Интернет - провайдера «Аверс-Телеком» требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление физического лица, содержащее указание на факт распространения на доске объявлений жилого дома рекламы Интернет - провайдера «Аверс-Телеком» в виде плаката, содержащего общеизвестное изображение плаката времен Великой Отечественной войны «Родина – Мать зовет!». По мнению заявителя, использование данного плаката в коммерческих целях является кощунством и надругательством над памятью ветеранов  Великой Отечественной войны и всех, кто «пострадал в войне». Автор плаката «Родина-мать зовет» – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года. В середине июля плакат был известен уже всей стране. 

«.. Сын Ираклия Моисеевича вспоминает: «Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ем улица…Мама рассказывала, что, услышав сообщение Совинформбюро о нападении фашистов, страшно испугалась за детей. От первого брака у нее была 9-летняя дочь Марина, которая жила отдельно со своим отцом. Вбежав к отцу в мастерскую, мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!»… Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука". Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда еще не видел Тамару Федоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!..».

В результате голосования большинством голосов членов Экспертного совета было принято решение о несоответствии рекламы требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Лишь один член Экспертного совета, сославшись на то, что не видит общественной опасности в рассматриваемой рекламе, проголосовал против наличия нарушения.

Вторым вопросом на заседании Экспертного совета Председатель предложил рассмотреть рекламу, также связанную с памятью о Великой Отечественной войне. Межмуниципальным отделом МВД России «Канский» в адрес Красноярского УФАС России были переданы материалы проверки по факту размещения рекламных баннеров на фасаде магазина «BEER HARBOR», расположенного в г. Канске. Проверка была инициирована в связи с поступлением сообщений от представителей местных телекомпаний. Из указанных сообщений следовало, что «реклама нарушает нормы морали общества, демонстрирует кощунственное отношение к знаменательным событиям Великой Отечественной войны и оскорбляет чувства граждан к  памятному Дню Победы в Великой Отечественной войне». Члены Экспертного совета, заранее изучившие рекламу, в которой использовались изображение Георгиевской ленты, знаменитых российских актеров – Вицина, Никулина и Моргунова с кружками пива в руках, а также общеизвестная фотография «Взятие Рейхстага» и  надпись – «ЗА ПОБЕДУ», единогласно проголосовали за наличие нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Экспертного совета были рассмотрены вопросы о наличии либо отсутствии нарушений Федерального закона «О рекламе» в рекламе массажных и релакс - салонов. Департаментом социальной политики администрации г. Красноярска в адрес Красноярского УФАС России был представлен Протокол № 5 заседания городской экспертной комиссии по охране общественной нравственности (далее – Протокол) для рассмотрения в пределах компетенции и принятия соответствующих мер реагирования по фактам распространения ненадлежащей рекламы. По результатам рассмотрения приложенных к Протоколу фотоснимков, Красноярским УФАС России было принято решение о включении в повестку заседания Экспертного совета по рекламе вопросов о соответствии требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» следующей рекламы: «BODY-МАССАЖ VIPrelax club ROOMS…», «Магазин интим 18+…» (Взлетная, 51), «Страсть men's club…». По мнению большинства членов Экспертного совета реклама «BODY-МАССАЖ VIPrelax club ROOMS…» не содержит непристойных образов. Рекламу интим-магазина сняли с рассмотрения ввиду невозможности объективной оценки ее содержания из-за ненадлежащего качества копий фотоснимков, представленных в Красноярское УФАС России.  Несмотря на то обстоятельство, что большинство членов Экспертного совета воздержались при голосовании, решение о несоответствии рекламы «Страсть men's club…» требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  было принято. 

Экспертным советом была оценена пристойность образов, используемых в рекламе магазина алкогольной продукции, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Перенсона, 39. В адрес Красноярского УФАС России Департаментом общественной безопасности администрации города Красноярска было передано заявление физического лица на действия распространителей рекламы, не соответствующее, по мнению заявителя, требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».  Члены  Экспертного совета, обсудив представленные изображения, сошлись во мнении о том, что образы, используемые в указанной рекламе, вполне пристойны. 

Седьмым вопросом на заседании Экспертного совета обсудили содержание конструкции, размещенной на фасаде магазина «КАЛИНА», расположенного в г. Канске. В адрес Красноярского УФАС России от МО ВМД России «Канский» поступили материалы проверки по факту размещения вышеуказанной конструкции, содержащей выражение: «Живое пиво Мужики хотят пиво мужики пьют пиво». По результатам голосования члены Экспертного совета пришли к единогласному мнению о нарушении пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», запрещающего распространение наружной рекламы алкогольной продукции.  

Следующим вопросом повестки заседания было рассмотрено выражение, используемое компанией «Любимая обувь» в своей рекламе. В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление жителя г. Красноярска по факту распространения на телеканалах рекламного ролика с выражением: «…от обуви любимой я просто тащусь…». Не посчитав слово «тащусь» бранным, большинство членов Экспертного совета проголосовали за соответствие указанной рекламы требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Один член Экспертного совета воздержался.

Завершающим повестку заседания Экспертного совета явился вопрос Прокуратуры Кировского района г. Красноярска о наличии нарушений части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе турбо-солярия «ЗагоRАЙ». В результате голосования большинством голосов членов Экспертного совета было принято решение о соответствии указанной рекламы требованиям Федерального закона «О рекламе».